Северный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области напоминает о правах потребителей при не предоставлении услуг ЖКХ или оказании их ненадлежащего качества.
Оказание жилищно-коммунальных услуг регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Исполнитель – юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги и отвечающий за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Исполнителем может быть управляющая компания, товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив. Если домом управляют собственники, то это может быть любая другая организация, которая предоставляет коммунальные услуги.
Потребитель — гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель обязан предоставить потребителю услуги надлежащего качества. Какие права имеет потребитель при не предоставлении жилищно-коммунальных услуг или оказании их ненадлежащего качества?
Следует обратить внимание, что существует допустимая продолжительность не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Перерывы подачи холодного и горячего водоснабжения: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 часа единовременно, а при аварии — 24 часа.
Перерывы водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, либо 4 единовременно, в том числе при аварии.
Перерывы электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых источников питания; 24 часа — при наличии одного источника питания.
Перерывы газоснабжения: не более 4 часов (суммарно) в течение одного месяца;
Перерывы отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха 12ºС, не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха от 10 до 12ºС, не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха от 8 до 10ºС.
Внимание! Перерасчет за не предоставление коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества в вышеуказанных перерывах не производится.
Приостановить предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя исполнитель вправе в случае:
• возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
• возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Потребитель имеет право:
- получать от исполнителя: сведения о расчете оплаты коммунальных услуг (лично или через своего представителя); акт о не предоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки; информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;
- возможность полного или частичного освобождения от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или в период не предоставления коммунальных услуг;
- предъявлять требования к исполнителю: об уплате неустоек (штрафов, пеней) при не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором; о возмещении убытков и вреда, причиненных жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда; о предъявлении уполномоченным представителем исполнителя документов, подтверждающих их полномочия;
Если исполнитель предоставляет потребителю услуги ненадлежащего качества, либо делает это с долгими перерывами, то потребитель вправе потребовать уменьшения платы.
В этом случае потребителю необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании для установления факта не предоставления коммунальных услуг иди предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Это обращение может быть подано в письменной или устной форме.
Принимая у потребителя заявку, сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен сообщить ему свое имя-фамилию-отчество, регистрационный номер заявки и время ее приема.
Если сотруднику неизвестны причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять услугу ненадлежащего качества, он должен согласовать с потребителем дату и время, когда его квартиру посетят сотрудники управляющей компании и зафиксируют этот факт.
По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В акте указываются нарушения установленных требований к параметрам качества, а также время и дата, когда услуги перестали предоставляться, либо начали предоставляться ненадлежащего качества.